Цели классного часа: способствовать расширению знаний и представлений, учащихся о сущности наркомании, о воздействии наркотиков на психику и организм; вырабатывать отрицательное отношение к употреблению наркотиков на основе распространения знаний наркотического характера; сформировать четкие представления о наркотиках, как о тяжелых вредных
веществах, поражающих психику, а затем и все органы физиологической системы человека.
Ход занятия:
- Вводная беседа:
- Употребление наркотиков делает невозможным осуществление человека его
жизненных планов.
- Употребление наркотиков препятствует овладению профессий, ведет к утрате
трудовых навыков.
- Наркотики лишают человека всех жизненных основных ценностей: дружной
семьи, здоровья, уважение со стороны друзей.
- Диспут: «Тебе предложили попробовать наркотики …. Как ты поступишь?»
- Анкета:
Известно немало веществ, способных оказать на психику человека наркотического воздействия. Оно заключается в особом психическом состоянии, которое возникает после приема наркотических веществ. Это психическое состояние- эйфория – характеризуется усилением положительных эмоций и ослаблением отрицательных. На смену психическому напряжению может прийти приятная расслабленность, на смену чувства неполноценности – переживание могущества вседозволенности, на смену слабости – прилив энергии, на смену тревоги – уверенность и безмятежность. При этом в течение нескольких минут после приема наркотика наблюдается наркотическое возбуждение с наиболее приятными для наркомана ощущениями и переживаниями, а затем в течение нескольких часов фаза расслабленности и успокоения. Будучи субъективно приятным состоянием, объективно эйфория вредна, т. к. при этом человек в той или иной степени отключается от реальности. При повторении же этого состояния у него постепенно развивается болезненное стремление испытывать его вновь и вновь, и для этого он любым способом пытается достать и принять наркотическое вещество. В результате развивается заболевание, называемое наркоманией. Постепенно зависимость человека от наркотического вещества возрастает. В отсутствие его человек не только ощущает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать физическую зависимость – болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она появляется общим недомоганием, сниженной работоспособностью, дрожанием конечностей, ознобом, болями в различных частях тела и т.д. При этом многие болезненные симптомы уже хорошо различимы для окружающих. Постепенно влечение больного к наркотическому веществу приобретает неудержимый характер – это компульсивное влечение. Оно характеризуется стремлением немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это особая форма неудержимого голода, подавляющего все другие потребности и полностью подчиняющего себе все поведение больного. Именно в таком состоянии больные идут на любые действия, в том числе преступные, готовы снять с себя и продать последнюю одежду, все унести из дому, лишь бы добыть наркотическое средство. Параллельно с развитием наркотической зависимости – сначала психической, а затем – физической – происходят изменения (толерантности) наркотического вещества и характера его действия.При этом постепенно полностью изменяется отношение человека к окружающему, разрушается система его ценностных ориентаций. Он становится неспособным к каким-либо усилиям над собой и во всем идет по пути наименьшего сопротивления.Характер взаимоотношений человека с наркотическим веществом претерпевает определенную эволюцию. Первоначально прием наркотиков обычно вызывает защитную реакцию, объясняющую его токсическим действием. Это быть может тошнота или рвота, головная боль или головокружение и т.д. никаких особых приятных ощущений при этом может и не быть. При повторных приемах наркотического вещества защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит уже описанная выше эйфория. На этой стадии наркомании развивается навязчивое влечение человека к наркотическому веществу, выражающее психическую зависимость от него.
Это влечение заключается в том, что человек(теперь уже больной) постоянно думает о наркотиках. Вместе с тем, каких-либо объективно регистрируемых нарушений состояния организма при этом еще нет, окружающие, как правило, ничего особенного не замечают. Наркомания развивается в результате регулярных приемов наркотического вещества в течение некоторого времени (от 1-2 недель до нескольких лет).
После лекции ребята получают вырезки их газет и журналов, где описываются случаи приема наркотических средств с негативными последствиями. После прочтения следует ответить на следующие вопросы:
- Каковы последствия приема наркотических средств?
- Кто и почему подвержен этой пагубной привычке?
- Необходимые меры для предотвращения этого зла.
Диспут.
Заслушиваются ответы учащихся по данной теме. При этом необходимо выделить главную мысль: «Что любопытство до добра не доводит».
Анкетный опрос.
Вопросы:
- Какое у вас мнение о наркотиках?
- Как вы относитесь к тем, кто употребляет наркотики?
- Делаете ли вы что-нибудь, чтобы предотвратить употребление наркотиков вашими знакомыми?
- Может ли у человека, употребляющего наркотики, быть семья?
- Вообще стоит ли говорить о вреде наркомании?
Домашнее задание:
Подыскать информацию, которая позволит расширить знания об отрицательном воздействии наркотических веществ на организм человека и его поведение.
на верх
на главную
|